Продолжаем изучать насекомых — МБДОУ №92 Дельфин

Продолжаем изучать насекомых

12.05.2020
Продолжаем изучать насекомых
14.05.2020
Показать все

Речевое развитие

В продолжение темы о насекомых. МЛАДШАЯ ГРУППА

— совершенствовать слуховое внимание;

-совершенствовать движения речедвигательного аппарата;

-закреплять произношение звука [С] в словах;

-активизировать и обогащать лексический запас по теме; расширять объем понимания чужой речи; формировать обобщающее понятие «насекомые»;

— формировать грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за и наречиями: вверху — внизу, справа — слева;

— совершенствовать общую моторику, координацию речи с движением; закреплять умение договаривать словосочетания.

Сегодня мы поговорим про насекомых. Немного поиграем и поучимся правильно выговаривать звуки [Са-су-сы]

Предложите припомнить с какими насекомыми познакомились ранее.

Среди них не было кузнечика. Рассмотрите его изображение, опишите его внешний вид, особенности движения.

Разучите рифмовку.

Наш кузнечик маленький,

Зелененький, удаленький,

Лапками стрекочет,

Бить он в бубен хочет.

Игра «Кузнечик и барабан» Слушай внимательно, как он стучит в бубен, и повторяй. Хлопайте в ладоши или стучит кулачком по столу». Роитель отстукивает на бубне ритмы — дети повторяют.

  1. \\ \\ \\
  2. \ \ \

3.\ \\ \ \\

  1. \\\ \\\ \\\ .

Игра «Громко — шепотом», «Быстро — медленно» Родитель говорит, что прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе:

«Са-са-са — прилетела к нам оса».

Затем эта рифмовка повторяется с разной силой звука: громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально) .

— Су-су-су — мы прогнали осу. (Текст проговаривается быстро и медленно) .

Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: «Са-са-са —. (там летит оса), «Су-су-су —. (как прогнать осу? », «я боюсь осу») .

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произношения как отдельных слов, так и фраз воспользуемся чистоговорками.

А теперь, повторяй чистоговорки.

За-за-за- на поляне стрекоза.

Сы-сы-сы- у бабочки усы.

Ла-ла-ла- на цветке сидит пчела.

Жу-жу-жу-я жука в руках держу.

Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик».

После чтения обратите внимание на то, что муравей и жучок — насекомые. У насекомых есть туловище (грудь и брюшко, голова, ноги, крылья, усики, глаза. Они умеют ползать, жужжать, кружиться. Питаются листочками, корешками. Они уничтожают вредных насекомых.

Игра «Летает –не летает»

Игра на формирование грамматического строя речи Детям предлагается закончить предложение.

-Стрекоза… (летает) .

-Гусеница… (не летает) .

-Божья коровка.. (летает) .

-Червячок… (не летает) .

-Муха (летает) .

-Бабочка (летает) .

Гимнастика

Жу-жу-жу, — жужжит пчела: Дети поднимают руки в стороны и

-Я лечу издалека. ритмично ими машут, как крылышками.

-Зу-зу-зу, — комар пищит. Ритмично «Выбрасывают» указательные

пальцы вперед.

-Уф-уф-уф, -как паровоз. Ритмично притопывают ногами.

Шмель пыхтит, пыльцу повёз.

Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу. Ритмично хлопают в ладоши.

Я любого разбужу».

Подведение итогов.

— О ком мы сегодня говорили?

— Вспомни, как мы изображали осу, какие мы звуки говорили (Са-са-су-су) .

— Давай повторим чистоговорки:

За-за-за- на поляне стрекоза.

Сы-сы-сы- у бабочки усы.

Ла-ла-ла- на цветке сидит пчела.

Жу-жу-жу-я жука в руках держу.

Аппликация

Прочтите загадку:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотела

— Он вспорхнул и улетел. /Бабочка./

Рассмотреть с детьми иллюстрации « Бабочек », выделить части тела, уточнить форму крыльев какие они (есть маленькие и большие крылья) расположены — симметрично. Предложите детям рассказать, как можно украсить крылья «бабочки». Рассказать в какой последовательности нужно выполнять работу. Напомнить о правильном расположении аппликации на листе бумаги, об аккуратном наклеивании.

Речевое развитие

В продолжение темы о насекомых. СРЕДНЯЯ ГРУППА

 

 способствовать формированию интереса к окружающему миру, получению реалистических представлений о жизни бабочек, особенностях их развития и строения, с помощью взаимосвязи природы, музыки и изобразительной деятельности.

Предложите ребенку отгадать загадку

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
В ярком платье модница,
Пить нектар торопиться.

Правильно, это бабочка. По каким словам ты догадался, что это бабочка?

Послушайте, какую музыку о бабочке сочинил норвежский композитор Эдвард Григ.

Предложите  закрыть глаза и представить бабочку.

отрывок из пьесы “Бабочка” Э. Грига.

Какое настроение музыки? (Весёлое, нежное, легкое, плавное.) Правильно, музыка звучит легко, изящно. Можно представить, что маленькая,весёлая,игривая бабочка перелетает с цветка на цветок.

Разучите  пальчиковую гимнастику “Бабочки”

Золотые усики, (кисти рук поднимаем вверх на уровне груди, широко расставив пальцы, начинаем быстро шевелить пальцами)
Глазки словно бусинки, (соединяем в “колёсико”-глазки большой и указательный пальцы каждой руки отдельно, остальные пальцы поднимаем вверх)
Крылья расписные,
Мы бабочки лесные! (скрещиваем кисти рук и машем ими как крыльями)
Хоботки точёные, (соединяем большой и указательный пальцы обеих рук и выполняем круговые движения, остальные пальцы в это время сжимаем в кулаки)
Лапки золочёные, (переворачиваем вверх-вниз ладошки обеих рук)
Крылья расписные,
Мы бабочки лесные! (скрещиваем кисти рук и машем ими как крыльями)

Спросите у ребенка: как ты думаешь, в природе все бабочки одинаковые?  Ни в поле, ни в лесу не встретишь и двух одинаковых. Это художница-природа постаралась и так по-разному разрисовала бабочек. Бабочки настолько красивы, что никого не могут оставить равнодушным. В том числе и композиторы, поэты и писатели посвящают свои произведения бабочкам.

Поэт Афанасий Фет, например, сочинил такое стихотворение о бабочке:

Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

Расскажите ребенку историю

На одной цветочной поляне жила была очень яркая бабочка, целыми днями она веселилась и порхала над поляной,  а когда стала взрослой – отложила под листочком яички.  Через некоторое время из яичек появились личинки-гусеницы, которые сразу же захотели покушать. Они так много ели, что увеличились в тысячу раз!

Одна из этих гусениц была особенно веселой. Она любовалась красивыми цветами на полянке, играла и веселилась с другими гусеничками среди больших и малых травинок.  Все гусеницы радовались солнцу, жевали сочные травинки и никуда не торопились. Жизнь была прекрасна и беззаботна. Но в один прекрасный день гусеницы поняли, что произойдет что-то необычное. Пришло время для превращения. Как ты думаешь, какое превращение произойдет с нашей гусеничкой?

Правильно,  наша гусеничка начала превращаться в куколку. Она трудилась без устали и наконец, превращение свершилось. Гусеничка обернула себя ниточками и получился кокон. Гусенице было совсем не страшно в своем коконе. Она уснула и увидела чудесные сны. А ты знаешь, какой будет гусеничка, когда проснется?

Прошло время, наша гусеничка проснулась и обнаружила, что ей стало тесно в коконе. Гусеничка решила выбраться из него. Это оказалось не так-то просто. Путь к солнцу был тяжелым. С большим трудом гусеничка выбралась из узкого кокона.  Она увидела чудесные цветы, нежную травку и яркое, теплое солнце. Гусеничка узнала свою полянку и была очень рада. Она взглянула на свое отражение в капельке  росы, оказавшейся рядом с ней. И что же это! Гусеничка себя не узнала! Какие прекрасные яркие крылья у нее за спиной! Гусеничка превратилась в бабочку.

Гимнастика с произношением слов и повторением движений

Этот странный дом без окон
У людей зовётся “кокон”. (дети медленно переступают с ноги на ногу и поворачиваются вокруг себя)
Свив на ветке этот дом, (дети вращают согнутыми в локтях руками “наматывая  нитки”)
Дремлет гусеница в нём. (дети складывают две ладошки вместе и помещают под правую щеку, голова наклонена)
Спит без просыпа всю зиму. (дети перекладывают ладошки под левую щеку)
Но зима проходит мимо — (дети совершают взмах прямыми руками вверх, затем вниз)
Март, апрель, капель, весна… (дети хлопают руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (дети потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (дети рисуют одновременно двумя ладонями круг)
Гусенице не до сна. (дети грозят указательным пальцем одной руки)
Стала бабочкой она! (дети поворачиваются, бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Продолжим историю.

Расправив свои прекрасные крылья, бабочка полетела ввысь. Теперь она любоваться красотой поляны с высоты своего полета. Но вдруг на одной из травинок она увидела совсем незнакомых ей гусениц. И бабочка вспомнила своих друзей гусеничек, она стала всматриваться в траву, но друзей нигде не было… Бабочка растерялась, села на большую ромашку и загрустила.

Куда же подевались все ее друзья?   (Ответы детей).

Как же помочь бабочке, развеселить ее?  (Ответы детей).

Предложите  сделать новых друзей для бабочки. Ведь когда вместе собираются много друзей, то совсем некогда скучать и грустить.

Вырежьте из картона  бабочку и вместе с ребенком, при помощи пластилина, украсьте шаблон.

Речевое развитие

В продолжение темы о насекомых.

СТАРШАЯ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА

 

Развивать связную речь детей;

учить составлять описательные рассказы о насекомых, используя глаголы, прилагательные.

Воспитывать интерес детей к миру насекомых.

Предложите  ребенку ответить на вопросы: какое сейчас время года, месяц. Расскажите о признаках месяца мая. (ответы о погоде, растениях, о насекомых) действительно вся природа просыпается, и оживает удивительный мир насекомых. А какие они?

Предложите поиграть. Я называю насекомое, а ты изображаешь, как оно передвигается – летает, ползает, бегает, прыгает.

Бабочка – летает, муравей – ползает, кузнечик – прыгает и т.д.

Игра «Один – много»

Пчела – пчёлы, оса – осы, муравей – муравьи, кузнечик – кузнечики, бабочка – бабочки, муха – мухи, жук – жуки, паук – пауки, стрекоза – стрекозы.

Игра «Назови ласково»

Жук – жучок, паук – паучок, кузнец – кузнечик, пчела – пчелка, муравей – муравейчик, комар – комарик, гусеница – гусеничка.

Игра «Четвёртый лишний» . Отыщите лишнее слово и обоснуйте

Пчела, бабочка, комар, гусеница

Паук, комар, кот, пчела

Муравей, стрекоза, егоза, бабочка

Муха, оса, колобок, жучок

Стрекоза, скворец, пчела, паучок

Игра — «У кого чей дом?»

У комара – комариный, у пчелы – пчелиный, у осы– осиный, у муравья– муравьиный.

Игра «Закончи предложение, использование предлогов…» Нарисуйте вместе с детьми схематическую  картинку и по ней отвечайте

Жук сидит        под цветком

Муравей сидит      около цветка

Гусеница сидит     на травинке

Бабочка порхает  над  цветком

Жук спрятался     под лист

Паучок ползёт     по листу.

Составить рассказ по мнемотаблице, используйте схему. Сначала расскажите сами, потом предложите ребенку

Игры по теме

Лексико – грамматические игры

«Подбери словечко»

Бабочка какая? – красивая, разноцветная, лёгкая, быстрая

Муравей

Пчела

Комар

Божья коровка

Майский жук

Кузнечик

«Скажи ласково»

Муравей – муравьишка

Стрекоза

Жук

Усы

Муха

Крылья

Комар

Глаза

«Подбери словечко»

Бабочка что делает? – летает, опыляет, прячется …

Муравей

Пчела

Комар

Божья коровка

Майский жук

Кузнечик

Стрекоза

Подводим итог нашего занятия:

О ком мы сегодня говорили?

Какие бывают насекомые?

Назовите насекомых, о которых мы сегодня говорили?

Для чего нужны насекомые?

Нужно ли охранять насекомых?